Вернуться к обычному виду

Что такое терроризм?


17.02.2014

Д.В.КОЛЕСОВ, С.В.МАКСИМОВ, Я.В.СОКОЛОВ

ЧТО ТАКОЕ ТЕРРОРИЗМ

Научно-популярное издание

Для учащихся 5-11 классов, студентов, их родителей и учителей

Москва

2012



От авторов

Превращение России в одну из мишеней международного терроризма потребовало активизации совместных усилий государства и общества в борьбе с этим явлением во всех сферах социальной жизни, всеми законными средствами. И это уже дало свои положительные результаты. Ведь в конечном итоге от эффективности противодействия террористам зависит не только состояние национальной безопасности, но и само существование Российского государства.

Одним из важных аспектов этой проблемы является преодоление в обществе психологического состояния постоянной напряженности и опасений, с одной стороны, и чувства безмятежности и расслабленности, с другой.

Этому способствует доведение до всех слоев российских граждан основного содержания антитеррористической политики государства и специально отобранных сведений, способных повлиять на нейтрализацию террористической идеологии. Остальное — дело спецслужб.

В настоящей брошюре не делается попыток дать исчерпывающую характеристику проблемы терроризма или сверхактуальную картину состояния антитеррористичес- кой борьбы. Это невозможно и бесполезно. В ней делается попытка показать отвратительный характер терроризма, его направленность против интересов подавляющего большинства российских граждан. На этом фоне показывается, как это явление может стать препятствием для тех, кто стремится честным отношением к учебе и труду достичь успеха и счастья в своей стране.

Авторы пытались показать низменные мотивы действий террористов, рассчитанные на реакцию страха и подавленности в российском обществе. Эти мотивы проявляются в террористических акциях, цель которых — посеять страх и неуверенность, недоверие к властям, дестабилизировать экономическую и политическую жизнь в обществе.

Осознание в обществе этих мотивов, а также бесчеловечной сущности терроризма, развитие психологического иммунитета к идеологическим влияниям террористов могут способствовать успешным действиям государства в борьбе с этим злом.

Раздел 1. ТЕРРОРИСТЫ И МОТИВЫ ИХ ДЕЙСТВИЙ

России пришлось пережить серию чудовищных по своей жестокости террористических актов. В новом Федеральном законе «О противодействии терроризму» говорится: «Террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления экологической катастрофы или иных общественно опасных последствий...».

Кому-то может показаться, что только безумец может взрывать, убивать, калечить, захватывать заложников, угонять и уничтожать самолеты с пассажирами. Но сами-то террористы считают себя не сумасшедшими, а борцами за высокие идеи.

Некоторые специалисты считают терроризм социальной болезнью, а террористов — больными людьми. Как известно социальные болезни распространяются не через вирусы и микробы, а через воздействие одних людей на других. Происходит это посредством ложных мнений, слухов и т. д. Примерно так же, как распространяется другая социальная болезнь — наркомания. У этих болезней много общего. И если хорошо известно, что наркоманы тяжело больны, то оказалось, что и террористы — не очень здоровые люди. Они также страдают разными неврозами.

Как Вы думаете, могут ли нравственные, психически здоровые люди стрелять из автоматов в спины бегущих и ползущих дошколят и школьников? Могут ли это сделать наркоманы?

К каким трагическим фактам нашей жизни относятся эти вопросы?

Обоснуйте свои мнения и сделайте выводы.

Что же это за люди, основная «работа» которых — уничтожение ни в чем не повинных людей? Ответ может быть очень простым: они — бандиты. Но не все так просто. И терроризм — не примитивная уголовщина. Правда, приверженность террористов к насилию, убийствам и разрушениям чаще всего делает их все-таки обычными бандитами в глазах людей и перед законом.


Террористов раздражает спокойная жизнь людей. Скопления мирных граждан они делают своими мишенями.

Как Вы думаете, почему это происходит во всем мире?



На самом деле, они — политические экстремисты, избравшие террор в качестве основного средства достижения своих целей. Значит, от обычных бандитов-уголов- ников их отличает то, что свои действия они совершают по каким-то особым мотивам.

Мотивами считается то, что побуждает деятельность человека, то, ради чего она совершается.

Одна группа бандитов взорвала стену дома, чтобы проникнуть в хранилище банка. В результате взрыва погибли служащие банка. Преступники забрали деньги, скрылись с места взрыва и затаились.

Другая группа ночью взорвала жилой дом. Погибли сотни людей. Преступники издалека наблюдали за взрывом. Вскоре его организаторы заявили о том, что это сделали именно они и выдвинули свои требования к руководству страны.

Что общего в действиях этих групп преступников и что их различает? Каковы мотивы совершения взрывов каждой из групп?

Считается, что терроризм — это инструмент политического шантажа (угрозы действиями) правительств какой- то одной или сразу нескольких стран. Считается также, что террористический шантаж применяется политическими экстремистами в целях вымогательства у правительств каких-то уступок, преимуществ.

Текст этого раздела начинался с выдержки из Федерального закона. У нее есть продолжение. Далее сказано: «...в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».

Как Вы думаете, почему террор считается инструментом шантажа и вымогательства?

В применении шантажа как способа вымогательства все террористы одинаковы. Разными могут быть мотивы действий, которые провозглашают лидеры разных террористических организаций и групп.

Так, националистические террористы взрывают и убивают, объявив себя, например, «борцами против национального угнетения своего народа» (националистические мотивы).

Религиозные террористы сеют смерть и разрушения, провозгласив себя «борцами за истинную веру» (религиозные мотивы).

Сепаратистские террористы убивают тысячи ни в чем не повинных людей, выдавая себя за «борцов против поработителей», то есть против единого государства, за выход из него (сепаратистские мотивы).

Террористы-антиглобалисты совершают теракты, объясняя, что они «пытаются остановить процесс обнищания народа».

И есть еще немало всяких террористов с разными мотивами действий. Чтобы их различать, нужно хорошо понимать, кому и почему выгодны теракты. Иногда понять это нелегко.

Часто в действиях одних и тех же террористов переплетаются разные мотивы. Среди них встречаются самые бредовые. Например, есть «борцы против всего, что не наше и против всех, кто не мы». Это те, кто требует переустройства всего мира по своему разумению. К таким террористам относился Усама Бен Ладен, который организовал теракты в США 11 сентября

  1. года. Он — был одним из лидеров международного терроризма, организовавших террор и против России. Был уничтожен в 2011 году.

Какие мотивы могли присутствовать в действиях Бен Ладена при совершении терактов 11 сентября 2001 года?

Пока речь шла о мотивах, провозглашаемых лидерами террористических групп. А есть еще мотивы участия в террористической деятельности отдельных людей. Какова их психология, каковы их мотивы?

Специалисты выделяют несколько типов террористов:

  1. люди с неустойчивой психикой; они совершают теракты из- за их собственной склонности к насилию;

  2. террористы-преступники; они являются наемными исполнителями, преследующими цели обогащения;

  3. террористы-попутчики; они прячутся от наказания (беглые бандиты, дезертиры);

  4. фанаты-роботы; они являются зомбированными «слепыми» исполнителями;

  5. фанаты-боевики; им, как правило, все равно где, что и зачем взрывать; многие из них делают вид, что «служат высокой идее»;

  6. террористы-идеологи: они являются идейными вдохновителями террора, своеобразными наставниками-проповедниками. Попытайтесь объяснить, почему те или иные типы бандитов встают на путь террористической деятельности; каковы их мотивы?

Основной мотив участников террористической деятельности — корысть. Большинство просто «выполняет свою работу». Террор для многих из них, действительно, работа. И она стоит денег.

И лидеры террора и рядовые исполнители добывают средства к существованию. Человека обучают некоторым навыкам. Ему дают небольшую сумму в качестве предоплаты и обещают заплатить другую часть суммы после выполнения задания. Стремясь заработать деньги, он выполняет «работу»: взрывает, убивает, угоняет самолет и т.д.

По сути, террористы мало чем отличаются от профессиональных киллеров — наемных убийц. Но кто же добровольно признается в том, что он убивает людей ради денег? Об этом писал немецкий поэт начала 19 века Т.Кернер: «Нет негодяя, который был бы настолько глуп, что не нашел бы ни одного довода для оправдания своей подлости».

Взгляните еще раз на мотивы действий разных террористических групп, указанные выше.

Какие, на Ваш взгляд, оправдания своим злодеяниям могут находить отдельные террористы, действующие из корыстных побуждений?

С корыстными мотивами, как говорится, все ясно: нелюди убивают людей за деньги. Только они это делают не в банде уголовников, а в террористической группе.

Сложнее с тем, что преподносится террористами как «борьба за идею». Среди террористов, действительно, иногда встречаются «идейные борцы». Но таких не так уж и много.

Нормальные люди убеждены: не может быть таких идей и целей, которые объясняли бы захват и подрыв школы с детьми, пришедшими на праздник 1 сентября. И что это за идея такая, если она заставляет стрелять в спины бегущих и ползущих первоклашек?

Боевики прекрасно знали, кто соберется утром 1 сентября 2004 года у школы в Беслане. Деловито развешивая взрывчатку в спортзале, где оказалась тысяча заложников, они переступали через малышей, одетых по-праздничному. Вместе с родителями, старшими братьями и сестрами, на праздник пришло большое число дошколят. Анжела К. оказалась заложницей вместе со своей двухлетней дочкой рядом с бандитами. «Один из них, — вспоминала женщина — посмотрел на мою девочку и почему-то сказал: «У меня тоже скоро родится ребенок».

Как Вы считаете, что могло заставить бандита произнести эту фразу? Действительно ли он пришел умирать «за идею» или рассчитывал на что-то другое? Какую судьбу своему ребенку мог уготовить человек, который поливал свинцом малышей и их матерей?

Специалисты утверждают: обычные марионетки (террористы-боевики, а также чудом уцелевшие террористы- смертники) сами ничего вразумительного о «высоких целях» терроризма сказать не могут. Их знания ограничиваются только тем, что им вдолбили религиозные экстремисты-кукловоды. То есть про «неверных», про «волю Аллаха», про «джихад» — священную войну, про обещанный после «героической смерти» рай.

Теракты хорошо оплачиваются. Семьи некоторых смертников получают деньги. Но ведь террористы-марионетки идут на гибель! А для этого необходимо присутствие в мозгах чего-то такого, что не останавливает даже перед ужасом смерти.

Как Вы думаете, что заставляет террористов-смертников погибать: какая-то «высокая идея», особенности психики, «стадный инстинкт» или что-то еще?

В чем же тогда дело?

Как известно, многие террористические акты совершают люди верующие. Но и христианство, и ислам — очень миролюбивые религии. Но существует много религиозных течений, которые часто искажают суть настоящей религии. Так, много различных течений и толкований есть у ислама — религии мусульман.

Одним из таких течений является ваххабизм. Его последователи провозгласили себя единственными правоверными мусульманами. Все остальные объявлены ими неверными и подлежащими обращению в правильную веру или уничтожению. Тем ваххабитам, которые умрут с оружием в руках, обещан рай. России, как государству неверных, был объявлен джихад — священная война.

Все это не имеет никакого отношения к настоящей религии мусульман — исламу.

Один из специалистов по борьбе с терроризмом так охарактеризовал влияние пропаганды на появление террористов-бое- виков в разных странах: «Поставьте себя на место молодого человека, духовно и умственно не отягощенного. Идет джихад, родина оккупирована, долг каждого мусульманина — бороться с неверными, неверные — вот они, американцы, русские, итальянцы. Других-то неверных кроме военных он отродясь не видел. А вот пособники неверных — полицейские, военные и все другие, кто поддерживает власть. Плюс за этот джихад еще немного приплачивают и обеспечен рай».

Как, на Ваш взгляд, такая ситуация влияет на развитие терроризма?

Кроме этого, специалисты установили, что среди террористов часто встречаются люди эмоционально неустойчивые. Нередки среди них и неудачники, стремящиеся заставить говорить о себе.

Известно, что теракт может не иметь для террористов никакого смысла, если о нем не узнает как можно больше людей. Поэтому все теракты рассчитываются так, чтобы средства массовой информации были в них «главным действующим лицом». Причина понятна: без «информирования» населения о злодеянии не будет его «устрашения».

Многие из террористов видят в достижении собственной известности основной смысл участия в терроре.

Просмотрите текст «Молчание журналистов страшнее смерти?» в разделе «Прочитайте и подумайте», а также высказывание писателя Ю.Трифонова в разделе «К Вашему сведению». Как Вы думаете, все ли в порядке с психикой у людей, о которых там идет речь?

Получается, что «идейными террористами» чаще становятся те, у кого присутствуют отклонения в психическом развитии, «невротические комплексы».

Они не сумасшедшие (хотя и таковые нередко встречаются). Просто террористическая деятельность является очень привлекательной для некоторых молодых людей с определенными особенностями психики. Так же, как и криминальная деятельность кажется заманчивой людям с особыми чертами личности.

И те, и другие, оказавшись «в нужном месте и в нужное время», легко вовлекаются в атмосферу приключений и авантюр.

Французский исследователь проблем терроризма Р.Соле пишет: «Насилие имеет для некоторых террористов самодовлеющую ценность. Разрушение — революционный акт, стрельба — способ самоутверждения...».

А другой специалист К.Л.Оотс считает, что террористические организации могут дать молодому человеку «возможность стать героем. Молодые террористы получают удовлетворение от веры, что способствуют важному делу. В некоторых случаях даже возможность умереть и стать мучеником может быть мощным психологическим стимулом.».

Что такое самоутверждение, и как оно может достигаться разными людьми?

Как Вы поняли мнения двух специалистов о путях превращения молодых людей в террористов?

Другие специалисты обращают внимание на низкий уровень образования террористов.

Г ШАНТАЖ И ВЫМОГАТЕЛЬСТВО В ЧЕЧНЕ >

Развал СССР использовали сепаратисты. Они попытались вывести Чечню из Российской Федерации. Нашей стране это грозило распадом. Началась война, которая принесла много горя семьям в Чечне и во всей России.

Но с 2000 года ситуация стала меняться. И у чеченцев появился решительный, авторитетный, волевой лидер — Ахмад Кадыров. Он стал Президентом Чеченской Республики. Люди поняли, что многое можно изменить без применения оружия.

В марте 2003 года почти все жители Чечни проголосовали за новую Конституцию Чеченской Республики. Тем самым они высказались за то, чтобы Чечня оставалась в составе Российской Федерации.

Однако после этого еще долго гремели взрывы и выстрелы в самой Чечне. А по территории России прокатилась волна бесчеловечных терактов.

И Ахмад Кадыров в 2004 году был убит террористами во время праздничного парада ко Дню Победы на стадионе в Грозном. За что? Он срывал их планы.

Так чего же добивались в России международные террористы, используя местных сепаратистов, применяя шантаж и вымогательство?

Первое: добивались устрашения населения.

Второе: используя страх и растерянность, давили на власти России. Третье: оказывая давление, вымогали у руководства России отделение Чечни от Российской Федерации.

Четвертое: вымогая выход из России, хотели стать хозяевами Чечни и беспрепятственно грабить ее недра и людей.

Пятое: на месте российского Северного Кавказа они хотели организовать свое террористическое государство, угрожающее России и миру.

Не исключено, что многие из них именно из-за своей необразованности становятся убийцами невинных людей. От этого они не перестают быть мерзавцами. Но нужно подумать о том, почему они не получили достаточного образования. Хорошо бы еще подумать, почему они в мирной жизни не нашли себе достойного применения. Например, почему не смогли получить работу.

Существует мнение, что многие государства мира, страдающие сейчас от террора, не очень-то и заботились об образовании и занятости всех людей. Их правительства никогда даже не пытались объяснить молодым людям, что нужно сделать им самим, чтобы обеспечить своим семьям достойную жизнь. Вот и пополняют ряды террористов не очень образованные и не очень устроенные в жизни люди.

И случилось это потому, что более умные наобещали им райские кущи на земле «после победы». А самых глупых и необразованных эти умные люди сумели соблазнить «настоящим раем на небесах».

Выполните задание № 1 из раздела «Задания» к этому разделу. Обсудите этот вопрос с родителями.

Получается, что независимо от национальности террористами становятся люди, обладающие особыми личностными качествами. Именно эти качества толкают их в объятия к террористам.

Например, добрый, порядочный и образованный человек никогда не поднимет руку на живое существо. Человек, обладающий совестью и умом, не будет взрывать, убивать и калечить.

А вот человек злой, бессовестный, агрессивный, жестокий, неумный, завистливый на это способен. Такой человек живет в плохих условиях, которые, как ему кажется, изменить нельзя. И такой человек может выбрать теракт, как единственный выход. Попытайтесь подтвердить или опровергнуть это утверждение.

Возникает вопрос: а есть ли среди зрелых людей, находящихся в полном рассудке, «идейные террористы»? Да, есть.

К ним, относятся, прежде всего, те, кто с раннего детства впитал националистические, сепаратистские, религиозно-экстремистские и другие подобные убеждения.

То есть, их так воспитывали. Сработали их кровные узы с людьми, которые вынашивали в своих душах ненависть. Эти люди передавали ненависть своим детям.

Теракты 11 сентября 2001 года потрясли весь мир. Велика была скорбь Америки. И эту скорбь разделили все порядочные люди Земли.

Через несколько дней после гибели башен-близнецов, во всех странах мира по телевидению было показано несколько сюжетов: какие-то люди бурно радовались по поводу свершившихся в США терактов. И это не были террористы или боевики в масках. Это были обычные граждане некоторых стран. Все порядочные люди в изумлении застыли перед телевизорами.

Как Вы думаете, какими могут быть взгляды на жизнь тех людей, которые могли радоваться гибели ни в чем не повинных граждан многих государств (кстати, включая российских)?

Все ли здесь заключается в одной только порядочности?

Если дети вырастают в такой среде, то они поддерживают семейные традиции. Они продолжают ненавидеть те силы, на которые им указывали их родственники. Приходит время — и они уже поддерживают террор против этих сил.

Из таких людей появляются как террористы-марионетки, так и террористы-кукловоды. Одни из них становятся «полевыми командирами», другие — боевиками-исполнителями, а третьи — идеологами террора. При этом, их террористическая деятельность может хорошо оплачиваться, но они остаются «борцами за идею».

Конечно, мотивы террористической деятельности многообразны. Нужно только хорошо понимать: мотивы рознят террористов, а роднит их приверженность к насилию и крови невинных людей.

Некоторые выводы:

  1. Террористы — это политические экстремисты, избравшие террор в качестве основного средства достижения своих целей.

  2. Независимо от мотивов своих действий, террористы остаются бандитами, поскольку сеют разрушения и смерть среди невинных людей.

  3. Большинство террористов-марионеток вершат свои кровавые дела за деньги; некоторые — из-за «невротических особенностей личности».

Если Вы не согласны с каким-либо из этих выводов, попытайтесь его опровергнуть!

ВОПРОСЫ: 1. Кем на самом деле являются террористы перед законом и людьми? 2. Какими могут быть мотивы действий разных террористических организаций и групп? 3. Какими мотивами могут руководствоваться в своих действиях отдельные террористы? 4. Какое место в действиях террористов занимают корыстные мотивы? 5. Почему подавляющее большинство террористов невозможно считать «борцами за идею»? 6. Какие «невротические комплексы» людей влияют на их участие в террористической или криминальной деятельности? 7. Что бывает причиной вовлечения некоторых молодых людей в терроризм? 8. Почему фанатичные люди чаще попадают в категорию «идейных террористов»?

ЗАДАНИЯ: 1. Попытайтесь составить краткие планы действий федеративного государства по решению проблем образования и культурного развития народа, от представителей которого исходит террористическая опасность. Постарайтесь использовать при этом следующие слова и словосочетания:

s строительство школ, учителя, уровень преподавания, учет национальных особенностей, компьютеры, Интернет, доступность высшего образования, учебники, преподавание русского и иностранных языков, преподавание национального языка;

s строительство учреждений культуры, развитие национальной культуры, развитие культурного обмена, доступность национальных и мировых памятников культуры, создание досуговых центров, библиотеки, театры, поэты, книги.

После того, как два выступающих представят краткие планы действий государства в сферах образования и культуры, попытайтесь определить, что явится ключевым звеном в достижении благополучия этого народа.

Что нужно делать для других народов, соседствующих с этим народом?

2. Найдите лишнее слово: совесть, честь, уважительность, порядочность, стяжательство, долг, верность, благородство.

Дайте определение выбранному слову. Объясните, почему оно лишнее?

ПРОЧИТАЙТЕ И ПОДУМАЙТЕ

ДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАН В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ (в случае угрозы взрыва)

(текст рекомендуется для обсуждения с родителями)

Признаки взрывного устройства:

предмет может иметь любой вид: сумка, сверток, пакет, коробка и т.д., находящиеся бесхозно в месте возможного присутствия большого количества людей, вблизи взрыво- и пожароопасных мест, расположения различных коммуникаций.

Также по своему внешнему виду он может быть похож на взрывное устройство (или быть гранатой, миной, снарядом).

Признаками самодельного взрывного устройства могут быть торчащие провода, небольшая антенна, изолента, скотч; возможно тиканье часового механизма, механическое жужжание, другие звуки; иметь незнакомый запах.

ЗАПОМНИТЕ!

Обнаруженный предмет нельзя трогать и передвигать. Нельзя пользоваться мобильным телефоном вблизи данного предмета. Заметив подозрительный предмет, который может оказаться взрывным устройством, не подходите к нему близко и предложите своим товарищам и случайным людям отойти от предмета на расстояние не менее 100 метров.

Немедленно сообщите о нем взрослым, сотрудникам полиции. Осмотритесь вокруг и постарайтесь запомнить, кто в это время находится в поле вашего зрения, обращая внимание на людей, ведущих себя подозрительно или необычно.

Будьте наблюдательными!

Только вы способны своевременно обнаружить посторонние предметы и людей в своей школе, подъезде, дворе, улице.

(По Н.Б.Абросимовой, И.С.Андрееву, С.Б.Купцовой)

МОЛЧАНИЕ ЖУРНАЛИСТОВ СТРАШНЕЕ СМЕРТИ?

Для террористов большое значение имеет наличие аудитории, зрителей. Без них террористы теряют ореол своей исключительности и погибают морально, а иногда даже физически. Так немецкая террористка Ульрика Майнкопф покончила с собой в тюрьме, когда во время тюремного разбирательства немецкие газетчики объявили забастовку и газеты не выходили три дня. С мая 1975 года 20 подсудимых в течение года дружно опровергали обвинения в терактах, сопровождавшихся смертями людей. Но в начале мая 1976 года начавшаяся забастовка прессы повергла группу в отчаяние: вместе с публичностью исчезал драматизм ситуации. У некоторых подсудимых началась депрессия, а вскоре группа призналась в трех акциях... А Ульрика Майнкопф покончила с собой.

(По материалам газеты «Коммерсант»)

ПОЗНАЙ ЛЮДЕЙ И САМОГО СЕБЯ

Упражнение «Трудный выбор»

Какие решения в следующих ситуациях Вы считали бы правильными?

Обсудит.е их в классе.

  1. Воздушный шар стремительно падает на землю. В корзине находятся три человека. Весь балласт уже сброшен:

а) для спасения остальных один воздухоплаватель должен добровольно покинуть корзину, пожертвовав собой;

б) из-за недостатка времени необходимо принудительно лишить жизни одного из членов экипажа;

в) ничего не делать, готовиться к удару о землю.

  1. Вооруженный спецназовец оказался за деревом на расстоянии пяти метров от террориста, который прикрылся телом пожилой женщины и, приставив к ее виску пистолет, потребовал предоставить ему возможность уйти. В противном случае, пригрозил нажать на курок:

а) попытаться уничтожить террориста метким выстрелом;

б) выйти из-за укрытия и предложить террористу рукопашную схватку;

в) позволить террористу уйти.

Стала ли Вам понятнее простая истина:

в жизни и в политике существует масса ситуаций, выходов из которых может быть только два: один — плохой, а второй — очень плохой? ПОПЫТАЙТЕСЬ ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ

Нет ничего в жизни более важного и любопытного, чем мотивы человеческих действий.

М. Горький

Терроризм выродился в мировое шоу. Бесовщина стала театром, где сцена залита кровью, а главное действующее лицо — смерть... Без крика, проклятий и замирающих от страха сердец,

играть в этом театре неинтересно. „ _

Ю. В. Трифонов

.Для холодной кровавой расправы нужен, прежде всего, веский мотив, нужен, далее, человек нрава жестокого. и, наконец, нужна среда, поощряющая такие расправы, нужна толпа, аплодирующая мстителю.

М. Г. Казаринов

Корысть — словно пыль, которую лукавый пускает человеку в глаза для того, чтоб он не знал ни справедливости, ни долга, ни

чести, ни дружбы. . „

Л. Оксеншерна

К ВАШЕМУ СВЕДЕНИЮ

ЖЕЛЯБОВ АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ (1851-1881) — участник революционного движения в России в 70-80-х года XIX века. Один из руководителей организации «Народная воля». Организатор ряда покушений на Александра II. Казнен.

КАЗАРИНОВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ (1866-1946) адвокат, присяжный поверенный округа Санкт-Петербургской судебной палаты, председатель Союза русских адвокатов в эмиграции в Париже.

ОКСЕНШЕРНА АКСЕЛЬ (1583-1654) — шведский государственный деятель, с 1612 г. — шведский канцлер.

ТРИФОНОВ ЮРИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ (1925-1981) — русский писатель. Автор романов «Студенты», «Утоление жажды», «Нетерпение» (о русском террористе А.Желябове), «Дом на набережной» и многих других.

АНТИГЛОБАЛИСТЫ — участники движения против процесса формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий.

ДЖИХАД — (араб. — священная война, война за веру; букв.

  • усердие, рвение), одно из предписаний ислама вести священную войну против «неверных» (не мусульман).

ЗОМБИРОВАННОСТЬ — проявление постоянной враждебности к любым образам врага, постоянная устремленность к боевым действиям, своего рода «синдром бойца», постоянно нуждающегося в самоутверждении. Является разновидностью психопатии.

Раздел 2. ТЕРРОРИСТЫ-СМЕРТНИКИ

Во время Второй мировой войны, особенно в 1944 году, японская авиация применяла ошеломляющий прием. Самолеты, начиненные взрывчаткой, врезались в палубы американских авианосцев и линкоров. За штурвалами сидели пилоты-смертники. Их называли «камикадзе» («божественный ветер»). Это — живое оружие, против которого почти не было защиты. Самолеты отрывались от земли, оставляя на взлете шасси (колеса). Их тут же приделывали к следующему самолету. Горючего в бензобаках было ровно столько, чтобы долететь до цели. То есть посадка не предусматривалась.

В разделе «Прочитайте и подумайте» познакомьтесь с отрывком из воспоминаний гвардии полковника в отставке Г. Цинге- ра. Он был участником войны СССР против Японии на Дальнем Востоке в 1945 году.

Как Вы думаете, что заставляло японских летчиков и пехотинцев становиться камикадзе?

Но самые высокие образцы самопожертвования демонстрировали советские воины во время Великой Отечественной войны. Тысячи солдат и офицеров сознательно жертвовали своими жизнями ради великой Победы.

Навсегда останется в народной памяти подвиг летчика Николая Гастелло. Уже на 4-й день войны его бомбардировщик подбили. Но он не стал прыгать с парашютом, а направил пылающий самолет на колонну фашистов.

Александр Матросов закрыл амбразуру фашистского дота собственным телом и обеспечил успех своим товарищам. Сотни героев, обвязавшись гранатами, бросались под немецкие танки. Враг не прошел к Москве.

Что заставляло наших воинов идти на смерть в боях с фашистами?

Что коренным образом отличало их подвиги от действий камикадзе?

Миновали две самые жестокие мировые войны. И вдруг уже в мирное время люди узнали, что появились новые смертники. Понятия «шахид» и «шахидка» стали обычными для газет и теленовостей.

«Шахид» это понятие исламской религии. Оно означает мусульманина, павшего в справедливой войне с агрессорами, защищавшего Ислам и свободу изучения своей религии. Шахидами также называют людей, погибших от рук бандитов при самообороне, умерших от различных эпидемий и даже влюбленных, которые умерли, сохранив свою честь.

Однако террористы научились пользоваться этим понятием, которое является священным для любого мусульманина. Они стали именовать шахидами тех, кто готов совершить теракт, погибнуть и унести с собой жизни невинных людей.

Шахидами именовали себя и террористы, которые управляли захваченными авиалайнерами 11 сентября 2001 года. Но они — далеко не шахиды. И конечно они не камикадзе. Настоящие шахиды воюют только с агрессорами и не убивают невинных людей, тем более женщин и детей. Японские летчики атаковали только вооруженного врага, который угрожал их родине. Они стремились уничтожить его, принося себя в жертву. При этом камикадзе не думали о том, увидят ли соотечественники, как они гибнут за них. Тем самым, они добросовестно выполняли свой долг перед императором.

В чем, на Ваш взгляд, отличие между мотивами самопожертвования камикадзе и террористами, которые выдают себя за шахидов?

Часто современные смертники садятся за руль автомобиля, начиненного взрывчаткой. Приблизившись к объекту, который им поручили уничтожить, они приводят в действие взрывные устройства. Подобные взрывы постоянно звучат в занятых союзными войсками Ираке и Афганистане. Большую часть этих войск составляют вооруженные силы США.

Решение направить в Ирак войска было принято весной 2003 г. Это произошло после того как разведка США сумела убедить всех, что иракское руководство тайно производит химическое оружие. Россия, как и ряд других государств, приняла решение не посылать своих войск, посчитав это мнение ошибочным. Уже после ввода союзных войск на территорию Ирака, эта ошибка подтвердилась.

Как правило, «шахиды» в Ираке направляют свои теракты против оккупационных войск, в первую очередь, против американцев. Различные террористические организации заявляют, что они добиваются освобождения иракцев. Но обычно взрывами уничтожаются сами иракцы. Только за 4 года в Ираке в результате терактов погибло более 500 тысяч мирных жителей и около 3 тысяч военнослужащих вооруженных сил США. А нередко мишенями «шахидов» становятся исключительно граждане этой страны. Так, в начале мая 2005 года на севере Ирака смертник на автомобиле врезался в похоронную процессию и нажал на кнопку... Почему лидеры террористов говорят о «всеобщем счастье», а сами сеют смерть среди своих сограждан?

Как в данном случае можно понимать известное высказывание «цель оправдывает средства»?

Получается, что террористы равнодушны к судьбам простых людей. Ведь настоящий патриот думает, прежде всего, о живых людях — своих согражданах. А террористы только выдают себя за патриотов. На самом деле, с помощью террора они хотят добиться особых политических преимуществ, например, получить власть.

Шантажируя угрозой действий террористов-смертников, организаторы терактов вымогают власть у государства и общества

Расчет простой: те, кто уже обладает властью, должны понять, что кровь мирных граждан будет проливаться постоянно. Это сделают батальоны «шахидов». Народ, не желающий жить в страхе, перестанет доверять своему правительству. И тогда оно будет вынуждено договориться с террористами о разделе власти. Так убийцам станут доступны и деньги, и почести, и роскошь, и повиновение других людей...

Именно все это и привлекает властолюбцев. Вот почему они формируют армии «шахидов».

Как Вы считаете, какой другой путь могли избрать люди, которые желают получить власть?

Какие личные качества этих людей могли заставить их стать на путь террора?

И на территории Российской Федерации «шахиды» уже совершили несколько подобных кровавых преступлений. Самый варварский теракт с участием «шахида» произошел в московском аэропорту «Домодедово» в январе 2011 года. 35 человек погибли, 168 были ранены.

А начиненный взрывчаткой автомобиль уничтожил госпиталь с ранеными в г. Моздок в Северной Осетии. Другой такой автомобиль в декабре 2002 года буквально стер с лица земли Дом правительства Чеченской Республики. При этом погибло много чеченцев. А ведь боевики заявляли, что они стараются для чеченского народа. Но организаторы этого теракта сами не спешили умирать, пока не были уничтожены спецслужбами России.

Возмездие рано или поздно настигает каждого террориста. Для этого проводятся специальные операции. Кстати, Садуев — один из организаторов взрыва Дома правительства в Грозном — был ликвидирован в ходе именно такой операции. Та же участь постигла и террориста № 1 — Басаева. Уничтожены Гелаев, Бараев, Масхадов, многие другие организаторы террористического шантажа и вымогательства.

Получается, что террористы-смертники заранее знают о жертвах среди своих земляков. Ведь взрыв уничтожает всех, не спрашивая о гражданстве и вероисповедании. Значит, для тех, кто посылает «шахидов» на смерть, есть вещи поважнее, чем жизни соотечественников.

В октябре 2003 года в Чечне состоялись выборы Президента Чеченской Республики. Почти 90 процентов жителей Чечни пришли на выборы. Президентом стал один из бывших полевых командиров Ахмат Кадыров. За него проголосовали 9 из каждых 10 избирателей. В республике началось мирное строительство. Казалось, можно прекратить войну и теракты. Но тогда они только усилились. И сам Президент Кадыров в 2004 году был убит взрывом во время парада в честь Дня Победы на стадионе в Грозном. А вместе с ним погибли другие чеченцы.

Что в связи с этим можно сказать об отношении руководителей террористических организаций Чечни к своим же землякам?

Другой прием «шахидов» — использование «пояса смертника». Это такое приспособление, начиненное взрывчаткой. Оно закрепляется под одеждой. Находясь в толпе, террорист-смертник приводит взрывное устройство в действие и погибает вместе с невинными людьми. Наиболее часто этот изуверский прием применяли палестинцы в террористической борьбе с Израилем.

Этот прием, к сожалению, неоднократно применялся и в России. Одежда женщины-«шахида» стала своеобразным символом зла после событий на Дубровке. В ходе спецопе- рации там были уничтожены смертницы в черных платках и одежде. Погибнув, они так и застыли в своих креслах. На фоне их черной одежды зловеще белели пояса «шахидов». Их не успели привести в действие.

Однако несколько раз смертницы все же использовали свои «адские машинки». Так, в августе 2004 года раздался взрыв у метро «Рижская» в Москве. Он унес много жизней невинных людей. Разумеется, погибла и террористка.

Никто из психологов и психиатров не сможет спросить погибшую смертницу: «Что тебя заставило совершить такую безумную глупость»? Но если бы это стало возможным, ответ мог быть предельно тупым: «Я вас всех ненавижу, вы мучаете мой народ».

Все! Можно ставить диагноз. Он таков: сознание этой женщины тщательно обработано ее хозяевами. Им даже не пришлось много трудиться. Скорее всего, всю свою молодую жизнь провела она в отдаленном горном селении. Возможно, и в школу ее не пускали. А потом вышла замуж за такого же простого парня. А тот угодил в отряд боевиков, потому что не имел работы, а семью содержать было не на что. За участие в боях ему платили, но он очень скоро сложил свою голову.

Вот тут и появился «народный заступник». Увез женщину в специальное место, где внушил ей две вещи. Первая: враги лишили тебя надежды на будущее — убили мужа, а вдова никому не нужна. Вторая: тебе нужно совершить «священный акт возмездия». Тогда попадешь в рай и обретешь там истинное блаженство: так написано в священных книгах. А заодно, поможешь своему народу. Мол, выбирай: мучиться на земле, или блаженствовать в раю.

Как Вы думаете, возможен ли такой путь молодой образованной женщины, которая сама разбирается в Исламе и хорошо знает, за что могут умирать настоящие шахиды? Обсудите это в классе.

Все-таки известен случай, когда впервые террористка- смертница осталась жива и в 2003 году давала показания следователю.

В разделе «Прочитайте и подумайте» познакомьтесь с отрывком «Террористка прикрывается ребенком». В нем говорится

о деле «шахидки» Мужахоевой, которую суд присяжных заседателей признал виновной и «не заслуживающей снисхождения».

Как Вы считаете, является ли справедливым приговор Мужахоевой в виде лишения свободы сроком 20 лет?

Откуда же в современном мире берутся люди, убивающие себя для того, чтобы унести с собой в могилу ни в чем не повинных людей?

В разделе «Познай людей и самого себя» познакомьтесь с текстом «Откуда берутся «шахиды».

Что такое фанатизм и в чем заключается его опасность? Как Вы думаете, почему подростка легче превратить в фанатика, чем человека, находящегося в зрелом возрасте?

Фанатики являются особой категорией террористов. Но ими бывают не только приверженцы экстремистских религиозных учений. Ими могут быть фанатики-националисты, фанатики-сепаратисты, фанатики-антиглобалисты и другие.

Фанатиков, ставших на путь террора, бесполезно в чем- либо переубеждать. Они никогда не откликнутся ни на какую амнистию. Они всегда будут тупо продолжать свою разрушительную работу, относясь с исключительной предвзятостью ко всему, что их окружает.

Это о них говорил мудрец: «Только глупцы и покойники не меняют своих мнений». Мир разделен ими на два лагеря — врагов и друзей. Они говорят так: «Кто не с нами — тот против нас».

Ясно, что террористы-смертники являются слепым и обреченным орудием в чужих руках. Они думают, что умирают за веру и свой народ. На самом деле, с их помощью организаторы террора осуществляют простой шантаж властей. Взрывами смертников и смертниц они стараются добиться напряженной атмосферы в обществе.

Именно поэтому, люди, считающие себя шахидами, не могут жертвовать собой без демонстраций и ажиотажа. Ведь их действия рассчитаны на вымогательство через устрашение. Для этого их и направляют в самые людные места.

Как и боевики, террористы-смертники — это, как правило, малограмотные и легко внушаемые люди. Они являются винтиками в большой машине международного терроризма, который возглавляют жестокие и бессовестные люди. Их основная цель — власть и деньги. Именно их вымогательством они и заняты.

Некоторые выводы:

  1. Действия современных террористов-смертников не имеют ничего общего с самопожертвованием во имя своего народа.

  2. Как правило, террористами-смертниками становятся фанатики, люди необразованные и неустроенные; их поведением часто руководит надежда уйти от проблем и попасть в рай.

  3. Главари террористов равнодушны к судьбам простых людей; через организацию терактов они рвутся к власти для установления своих порядков.

ВОПРОСЫ: 1. Кто такие камикадзе и почему ими становились подданные японского императора? 2. Почему во время Великой Отечественной войны наши солдаты шли на самопожертвование? 3. Кто такие террористы-смертники и чем они отличаются от настоящих шахидов? 4. Почему некоторые люди соглашаются стать террористами-смертни- ками? 5. Какие средства уничтожения и устрашения людей применяют террористы-смертники? 6. Какой может быть психология молодой женщины-«шахида», согласившейся осуществить теракт ценой собственной жизни? 7. Какую роль в действиях руководителей террористических организаций играет их жажда власти и денег? 8. Как террористы- кукловоды прививают своим марионеткам фанатизм и как фанатики используются ими? 9. Почему террористы-смертники являются инструментом шантажа и вымогательства?

ЗАДАНИЯ: 1. Представьте себе фантастическую ситуацию: человек, согласившийся стать смертником, получил приказ от своих хозяев найти любую группу людей и взорвать себя вместе с ними. Он пошел пешком в соседний город. Но сбился с пути, заблудился и остановился в пещере на ночлег. Там он услышал разговор нескольких человек. Они обсуждали план ограбления магазина. Подскочив к группе, он привел в действие взрывное устройство. Взрыва никто не услышал. Журналисты не появились. Никто не узнал об «акте самопожертвования».

Ответьте на вопросы:

а) был ли выполнен приказ?

б) была ли достигнута цель организаторов взрыва и почему?

  1. Известный в России музыкальный продюсер решил

использовать образ «шахидки» на эстраде. Девушка, облаченная в черное одеяние, с лицом, закрытым мусульманским платком, пела песни на арабском и других языках.

В российском обществе это событие было воспринято неоднозначно. Одни бурно протестовали, говоря о том, что этот «музыкальный маскарад» задевает чувства всех, кто не только пострадал от терактов, но и тех, кто просто ненавидит терроризм. А другие говорили, что свобода творчества позволяет выбирать любые формы.

Что по этому поводу думаете Вы?

ПРОЧИТАЙТЕ И ПОДУМАЙТЕ

СУХОПУТНЫЕ КАМИКАДЗЕ

Наши войска в боях несли ощутимые потери. Тогда мы впервые столкнулись с таким грозным оружием как камикадзе (смертники). Обвязанные взрывчаткой, бросались они на советские танки или автомашины, подрывая себя вместе с ними. Ночью, орудуя ножами, отчаянные камикадзе бесшумно снимали часовых, совершали внезапные нападения на наши командные пункты и штабы.

Из газеты «Большая Волга»

. В Московском городском суде начался судебный процесс по делу террористки Заремы Мужахоевой. Летом 2003 года в центре Москвы, на Тверской улице, произошел взрыв. В результате погиб взрывотехник Георгий Трофимов. Впервые терро- ристка-смертница осталась жива и попала в руки спецслужб. Позднее с помощью арестованной удалось раскрыть и часть террористической цепи, в которой Мужахоева была самым последним звеном — смертницей.

. Адвокат рассказала о том, что ее подзащитная активно помогает следствию и надеется на снисхождение со стороны суда. Причина этой надежды — трагическая история Заремы. Ее муж- боевик погиб, когда она была уже беременна. До 7 месяцев женщина воспитывала дочь сама, а потом ее забрали родители убитого мужа. Она попыталась выкрасть ребенка, но ее поймали, дочь опять отобрали, а ее саму в наказание отправили в лагерь боевиков-смертников.

Пройдя курс подготовки, Зарема отправилась в Подмосковье, где и жила несколько дней. 9 июля ее привезли в столицу «на дело». Она долго гуляла по центру, а потом выбрала место для взрыва — кафе. Неподалеку от него ее и задержали милиционеры, изъяв сумку со взрывчаткой.

А.Угланов

(«Аргументы и факты» № 13, 2004 г.)

ПОЗНАЙ ЛЮДЕЙ И САМОГО СЕБЯ

ОТКУДА БЕРУТСЯ «ШАХИДЫ»

Будущие смертники рекрутируются, как и сотни лет назад, в среде бедной и малограмотной мусульманской молодежи. Их наставники используют несчастных фанатиков в качестве средств достижения политических целей. Они. проводят широкую пропаганду придуманных догм, оказывают материальную помощь нуждающимся, организуют молодежные лагеря, в которых и воспитываются будущие «святые мученики».

Нищие родители с радостью отдают своих детей на бесплатную учебу «святым» людям, тем более, что они при этом еще берут на себя заботу о содержании учеников, их трудоустройстве. Таким образом, несформировавшиеся подростки попадают в ру-

ки опытных психологов-исламистов. Там им настойчиво внушается мысль, что главный смысл существования мусульманина — в служении Аллаху, а принесение своей жизни на алтарь его славы — величайшее счастье. После подобной интенсивной религиозно-психологической обработки исламский фанатик начинает воспринимать окружающую его действительность как временную и тягостную необходимость земного существования. Он начинает ждать счастливого случая для перехода в рай. Они твердо усвоили: обеспечить это перемещение своих учеников к лучшей и вечной жизни могут лишь духовные наставники. Это может произойти, когда они отдадут приказ совершить самоубийство во имя Аллаха.

Кстати, термин «самоубийство» никогда «святыми отцами» не употребляется. Ислам, как и другие традиционные религии, считает акт лишения себя жизни тягчайшим грехом. Но террористы научились обходить этот запрет. Они объясняют: когда человек убивает себя — это, безусловно, грех. Совсем другое дело, если он погибает, убивая врагов Аллаха. В этом случае самоубийство превращается в иста- шахед (отсюда термин «шахид») — угодный всевышнему акт самопожертвования, во время которого самоубийца мгновенно приобретает статус святого мученика и переносится в рай.

(По Ю.Г.Гаврилину и Л.В.Смирнову)

КАК СНЯТЬ СТРЕСС И ПОВЫСИТЬ СВОЮ УСТОЙЧИВОСТЬ К НЕМУ

(советы психолога)

Любое столкновение с терроризмом — получение угрожаю - щих писем и телефонных звонков, чреватые взрывом находки, пребывание в заложниках — сильнейший стресс. О том, как эффективно его снять и восстановиться, как повысить устойчивость к стрессовому воздействию, рассказывает психиатр и психолог, генеральный директор Центра защиты от стресса Х.М.Алиев.

Как снять стресс

Если вы испытали стресс (или переутомление) и у вас возникли неприятные ощущения — повышенное нервное напряжение, скованность, беспокойство, тревожность, страх, головная боль, снижение умственных или физических сил, — если вы хотите расслабиться или заснуть, но не можете этого добиться, используйте простые, но эффективные приемы.

  1. Легкими движениями рук, не причиняя себе боли, помассируйте наиболее напряженные или болевые участки шеи, сидя или прохаживаясь по комнате. Если руки при этом устают, их следует время от времени встряхивать, продолжая самомассаж примерно в течение 5 минут.

  2. Встаньте. Вытяните руки перед собой, держите их расслабленными в локтях и выполните первый «идеомоторный» прием: представьте себе мысленно, что ваши руки начинают плавно автоматически расходиться в разные стороны без мышечных усилий. Если руки стали расходиться, это означает, что включилось расслабление и начинается снижение стресса. Подождите, когда руки полностью разойдутся и повторите этот прием 3-4 раза подряд. Если же руки при всем вашем старании не расходятся, значит вы «зажаты». В этом случае следует сделать несколько любых привычных легких разминочных движений и несколько вдохов и выдохов, чуть более глубоких, чем обычно. Встряхните руки и повторите прием с расхождением рук еще раз.

  3. Независимо от того, получился первый «идеомоторный» прием или нет, разведите руки в сторону «обычным» способом и выполните второй «идеомоторный» прием: настройтесь мысленно на обратное плавное движение рук — друг к другу. Независимо от результата повторите этот прием 3-4 раза. Между повторами, если прием не получается, сделайте, как и в предыдущем случае, несколько привычных легких разминочных движений, вдохов и выдохов.

  4. Опустив руки, медленно представьте, что одна из них плавно всплывает вверх — вспомните, как это бывает у космонавта в невесомости. Затем подключите другую руку. Если вы выполняете эти приемы стоя, то в момент, когда руки вашему желанию поднимутся достаточно высоко, сделайте вдох-выдох и расслабьтесь. Вы испытаете приятное чувство внутренней легкости и полета.

  5. После того, как вы выполнили «идеомоторные» приемы — получились они или нет, — сразу же садитесь или ложитесь. Именно сейчас наступает желаемый результат: чувство облегчения, внутренней свободы. Вас «отпустило». Стресс снят. Голова стала ясной. Вы испытаете свежесть, бодрость, полноту сил.

(По брошюре «Терроризм.

Это должен знать каждый».

М, 2002)

ПОПЫТАЙТЕСЬ ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ

Да, справедливо сказал кто-то про самоубийц: пока они не исполнят своего намерения — никто им не верит; а исполнят — никто о них не пожалеет.

И.С.Тургенев

Кого Юпитер хочет погубить, того он лишает разума.

Еврипид

Где душой правит разум, там жизнью правит спокойствие.

Уильям Коллинз

Выстроить собственный характер — вот наша обязанность... И величайший созданный нами шедевр — достойная жизнь. Остальное же — власть, богатство, недвижимость — лишь несущественное приложение.

Мишель Монтень

К ВАШЕМУ СВЕДЕНИЮ

ЕВРИПИД (ок.480-ок.406 до н. э.) — древнегреческий поэт- драматург. Автор произведений «Вакханки», «Геракл», «Медея», «Ипполит» и других.

КОЛЛИНЗ УИЛЬЯМ (1724-1789) — английский писатель, один из зачинателей детективной литературы. Друг и соратник

Ч. Диккенса. Автор романов «Женщина в белом», «Лунный камень», пьесы «Замерзшая пучина» и других произведений.

МОНТЕНЬ МИШЕЛЬ (1533-1592) — французский философ-гуманист. В книге «Опыты» рассматривал человека как самую большую ценность.

АЖИОТАЖ — сильное возбуждение, волнение, борьба интересов вокруг какого-нибудь дела, вопроса.

АМНИСТИЯ — освобождение от уголовного наказания, прекращение его отбывания или смягчение по решению главы государства или высшего представительского органа власти.

ЮПИТЕР — в римской мифологии верховный бог. Соответствует греческому Зевсу.

Раздел 3. ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКОВ

  1. сентября 2004 года. Город Беслан. Этот небольшой городок находится в Республике Северная Осетия-Алания на российском Северном Кавказе. В школе № 1 только что закончилась торжественная линейка. Дети вместе с родителями заходили в здание.

В 9 часов 15 минут группа боевиков, посланных Басаевым, на двух автомобилях подъехала к школе. Сотрудники милиции, присутствовавшие на линейке, вступают в перестрелку с бандитами. Несколько человек с обеих сторон были убиты.

Боевики загоняют детей и родителей в здание. Разбивают окна, чтобы невозможно было использовать усыпляющий газ. Быстро минируют спортзал, где собрано свыше тысячи заложников. Ими стали учащиеся, а также их младшие братья и сестры — дошкольники. Заложниками стали родители учеников, а также их бабушки и дедушки. И учителя.

Захватчики выдвигают первые требования: выпустить боевиков, арестованных ранее за нападение на Ингушетию. А еще через 4 часа они уже потребуют вывести все войска из Чечни.

Так они занялись основным делом всех террористов — вымогательством.

Бандиты предупредили: если кто-то попытается в них стрелять, то за каждого убитого они будут расстреливать по 50 заложников. И взорвут спортзал, в котором находятся сотни людей. Боевики стали постепенно «сортировать» заложников: крепких молодых мужчин выводили из спортзала и. расстреливали.

Так они начали шантажировать власти и спецслужбы.

Представьте, что Вы — Президент России. Полсотни мерзавцев захватили школу вместе с детьми, их родителями и учителями. Террористы грозятся уничтожить всех заложников в случае начала штурма. Вам дали сутки на выполнение следующего требования: приступить к выводу войск из Чеченской Республики. Вы отлично знаете, что, в случае выполнения этого требования, в Чечне немедленно будут уничтожены тысячи жителей-граждан России, которые не были согласны с политическими экстремистами. И еще Вы знаете, что в случае выполнения этого требования, может быть захвачена другая школа и выдвинуты еще более экстремистские требования.

Как бы Вы поступили в этом случае?

Разбейтесь на группы по 4-5 человек. Реально оцените ситуацию. Методом мозгового штурма попытайтесь выработать меры, которые на месте властей предприняли бы Вы утром 1 сентября в Беслане.

Поговорите на эту тему дома с родителями. Может быть, они подскажут Вам правильное решение.

Еще двое суток продолжался кошмар. Без пищи и воды заложники превращались в истощенных существ. Дети устали плакать, а их родители обезумели от страха за жизни своих детей.

Но именно это и нужно было террористам: чем больше ужаса, тем легче добиться своего. Они знали, что за стенами школы мечутся обезумевшие от горя родственники заложников. Они видели из окон, что отцы захваченных детей рвутся к оружию. Все это воздействовало на власти, заставляло их лихорадочно искать выход из ситуации. Ведь власти понимали, что они не должны принимать условия террористов. Но еще лучше они понимали, что не имеют права допустить гибели заложников!

А дальше произошло то, что навсегда останется в памяти людей как чудовищная трагедия, которую сотворили нелюди в человечьем обличье.

3 сентября. 13 часов 05 минут. В районе школы прогремели два мощных взрыва — по каким-то причинам сработали мины, заложенные боевиками. Началась беспорядочная стрельба. Вскоре из школы выбежала группа заложников. Раздался третий взрыв. В школе обрушилась часть крыши... Спецназовцы, вместе с родителями, рванулись на помощь заложникам.

Ворвавшись в спортивный зал, бойцы спецназа ФСБ увидели массу человеческих тел — живых и мертвых. Офицеры стали выносить из завалов людей, которые подавали признаки жизни. Бандиты с верхних этажей с заранее подготовленных позиций стреляли в спины бежавшим заложникам и спасавшим их офицерам. Сотрудники спецназа ФСБ России своими телами закрывали детей от кинжального огня. Один из офицеров спас двух малолетних девочек ценой своей жизни. Потом террористы перенесли беспорядочный огонь на разбегавшихся людей. Они стреляли в спины детей, многим из которых не было и 5-7 лет.

Есть такая поговорка «На войне — как на войне». Ее смысл в том, чтобы показать: если уж начали воевать (или даже ссориться), то не стоит ждать гуманизма от врага или проявлять к нему жалость.

Как Вы думаете, что могли бы дать переговоры с теми, кто даже в отношении детей ведет себя как на войне с заклятым и ненавистным врагом?

Позже только в спортзале школы было обнаружено более ста погибших заложников. А всего жертвами террористического акта стали 331 человек. Из них 186 — дети.

Но были и другие погибшие — те самые нелюди-террористы. Их было около 40 человек. Их уничтожили всех, кроме одного — Кулаева. Через 8 месяцев после трагических событий над ним начался суд.

Кулаева судили в столице Северной Осетии — городе Владикавказе. И там произошло то, чего не могут припомнить юристы: ни один адвокат не соглашался добровольно стать защитником террориста в суде. Все в один голос говорили, что несмогут защищать этого недочеловека. Но всем известно, что существует адвокатская этика, то есть неписанные правила поведения адвокатов.

Таким правилом является обязанность адвоката защищать любого подсудимого, независимо от того, что он совершил. И никто не должен осуждать адвоката за то, что он делает свою работу, даже если в душе он ненавидит своего подзащитного.

В разделе «В мире мудрых мыслей» познакомьтесь с высказыванием русского адвоката М.Г.Казаринова.

Как поступили бы Вы, если бы Вам — адвокату — предложили защищать в суде бандита Кулаева?

Родственники погибших в Беслане требовали выдать им бандита, «чтобы не затягивать дело». Это были совершенно понятные эмоции. Многие люди считали, что проще было бы...

Древнегреческий историк Плутарх рассказал о том, как знаменитый Гай Юлий Цезарь побывал в заложниках. В ранней молодости он скрывался от ненавидевшего его диктатора Суллы близ берегов Малой Азии. Там он попал в руки пиратов. Те предложили вернуть ему свободу за 20 талантов золотом (1 талант — 160 кг.). Оскорбленный Цезарь заявил, что пираты не понимают, кого они захватили в плен. Цезарь сам повысил сумму выкупа до 50 талантов. Выкуп прибыл через 38 дней.

Как только Цезарь оказался на свободе, он снарядил корабли и бросился в погоню за пиратами. Разумеется, он их догнал. В результате пираты лишились выкупа, а также всех награбленных ранее сокровищ. По приказу Цезаря все пираты были безжалостно распяты. Предполагается, что сделано это было не потому, что «обидели самого Цезаря». Просто тот не хотел оставлять безнаказанным именно то, что сейчас по всем признакам подходит под определение «захват заложника».

Какое значение для борьбы с пиратством имело то, что Юлий Цезарь без всяких переговоров жестоко расправился с разбойниками?

Что не позволяет современному цивилизованному государству казнить преступников даже по приговору суда? Можно ли таких как Кулаев судить только по статье «Террористический акт»? Какие еще нормы уголовного права могут применить к террористам?

Что же произошло в Беслане — захват заложников или террористический акт? Получается, что и то, и другое.

Захват заложников — это один из видов террористической деятельности.

Этот прием используют преступники всех мастей — от мелких грабителей до международных террористов. Вся низость этого деяния заключается в том, что какой-то негодяй насильно захватывает ни в чем не повинного человека или нескольких людей. Делает он это для того, чтобы торговать их свободой или даже жизнью. То есть он присваивает право решать чужие судьбы. А потом выдвигает свои требования. В обмен на нужные ему действия, он выражает готовность милостиво сохранить ему жизнь, вернуть свободу.

То есть, преступник вымогает то, что ему нужно, шантажируя угрозой жизни и свободе.

Так было и двумя годами ранее, до Беслана. В октябре

  1. года около 40 боевиков захватили в Москве театральный центр на улице Дубровке, где в тот момент шел мюзикл «Норд-Ост». В их руках оказалось более 900 человек. В течение 3-х дней с боевиками велись безрезультатные переговоры. Рано утром 26 октября был предпринят штурм. В ходе его боевики были уничтожены, но погибли 131 заложник.

Этот жестокий террористический акт потребовался политическим экстремистам для того, чтобы заставить руководство России выполнить их требования. Расчет был такой. Власть поймет, что в руках людей, которым нечего терять, находятся сотни граждан России, в том числе, детей. И если власть не хочет, чтобы они погибли, то она должна будет принять требования захватчиков. Как бы Вы поступили на месте властей во время теракта на Дубровке?

Террористы, как правило, поступают изощренно. Они заранее готовят захват заложников и, угрожая расправой над ними, требуют от государства принятия нужных им решений. Так было во многих странах мира. Так было в Буден-

\

Ребята были заняты в мюзикле «Норд-Ост». Им никто не позвонил, ни о чем не предупредил. Вернулись после спектакля не все...

Как можно относиться к тем, кто звонит и лжет?

)

новске, в Кизляре, в Москве на Дубровке и везде, где террористы захватывали заложников. Так было и в Беслане.

Во время Великой Отечественной войны фашисты очень часто использовали захват заложников в борьбе с партизанами. В мирные деревни врывались специальные отряды карателей и полицейских. Людей выстраивали в шеренгу и давали определенное время на выдачу партизан. В случае невыполнения следовал расстрел каждого десятого заложника, через день — каждого второго, еще через день — всех.

В некоторых случаях фашисты поступали иначе. Они захватывали заложников и предупреждали всех: если будет совершено какое-то нападение на немецких солдат или диверсия, то заложники будут уничтожены. Как правило, партизаны находили выход из положения. Но не всегда...

25 октября 1941 г. деревню Хацунь (Карачевский район Брянской области) окружили фашисты. Они мстили за действия красноармейцев, которые, выходя из окружения, убили трех немцев и освободили 6 военнопленных. Фашисты согнали в одно место жителей деревни, а также беженцев из Брянска, и расстреляли всех из пулеметов. Погибло 318 человек.

Хацунь стала одной из первых жертв фашистского варварства на русской земле. Ее судьбу повторили 12 населенных пунктов Брянской области. А всего за годы оккупации на Брянщине были уничтожены 930 деревень.

25 октября 2011 года (прошло 70 лет) здесь был открыт мемориальный комплекс. Он стал символом фашистского варварства. Почему, на Ваш взгляд, методы фашистов используются террористами?

Что же в этой ситуации может сделать государство?

В борьбе с терроризмом есть одно важнейшее правило для всех стран. Оно гласит: первое, что должны сделать власти — это предпринять все возможное и невозможное для сохранения жизни и освобождения заложников.

Но как это сделать? Да, как угодно: на то оно и государство, чтобы защищать своих граждан!

Например, можно предложить террористам освободить заложников за деньги, а потом постараться осуществить возмездие. Конечно, платить деньги преступникам очень неприятно. Но разве можно чем-то вообще измерить цену человеческой жизни?!

Государство обязано делать все, чтобы его граждане были живы!

Таковы ожидания всех граждан России! Таковы требования международных законов, например, Всеобщей декларации прав человека. Таковы и требования российской Конституции, где записано право человека на жизнь. Тем самым государство берет на себя обязательство охранять жизнь своего гражданина всеми доступными средствами.

Однако от рук террористов продолжают гибнуть люди во многих странах. Причем, гибнут, в первую очередь, граждане тех государств, которые еще в 1948 году приняли Всеобщую декларацию прав человека. А ведь именно в этом документе было впервые зафиксировано право человека на жизнь. Значит, не все так просто!

Например, как быть, если террористы в обмен на жизнь заложников требуют от государства невозможного? Например, то, что в результате угрожает самому существованию государства, а также всему обществу, каждому гражданину?

Известно, что могло произойти в случае выполнения требований террористов. Например, если бы после захвата заложников на Дубровке были выведены федеральные войска из Чеченской Республики.

Одним словом, еще один вывод войск означал бы распад Российской Федерации и прекращение ее развития как независимого государства. Таково было мнение многих специалистов, В разделе «Прочтите и подумайте» познакомьтесь с отрывком из статьи французского писателя Мориса Дрюона. Обсудите отрывок в классе.

Что Вы поняли, а что осталось непонятным?

Захват заложников — это проявление крайней степени дикости и безнравственности человека. Ведь террористы фактически направляют оружие против мирных и ни в чем не повинных людей. Они подвергают их жизни смертельной опас-

Когда заложники находились в зале на Дубровке, их родственники и друзья проводили митинги с требованиями вывести войска из Чечни. Если бы это сделали, заложники, возможно, были бы живы.

Еще раз прочитайте задание на с. 22 о выборе, который нужно было делать во время захвата школы в Беслане.

Еще раз познакомьтесь с текстами о терактах в Буденновске и Кизляре на с. 10—11, а также на с. 13.

ности, а часто просто убивают. Тот, кто способен на такое, не заслуживает снисхождения. Поэтому, видимо, все нормальные кинозрители в душе одобряют действия умелого полицейского, который сверхметким выстрелом в лоб уничтожает того, кто захватывает заложников. И никакого суда.

Но в реальной жизни все сложнее, чем в кино. И неудачный выстрел невозможно переснять на пленку вторым дублем. Это и подтвердил Беслан.

Некоторые выводы:

  1. Захват заложников — один из видов террористической деятельности; это особо тяжкое преступление, направленное против ни в чем не повинных людей.

  2. Величайшая трагедия Беслана еще раз показала чудовищную суть терроризма, способного уничтожать маленьких детей.

  3. Государство обязано делать все для недопущения захвата заложников, а также сохранения их жизни в случае теракта.

Если Вы не согласны с каким-либо из этих выводов, попытайтесь его опровергнуть!

ВОПРОСЫ: 1. Почему захват школы в Беслане считается самым диким и варварским терактом в современной истории? 2. Какими действиями террористы осуществляли шантаж? 3. Какими были требования террористов, и были ли они выполнимы? 4. Какие условия содержания заложников были созданы террористами; зачем это делалось? 5. Почему спецназ вынужден был начать штурм школы; был ли другой выход? 6. Как вели себя террористы в условиях штурма? 7. Что предпринимали спецназовцы? 8. Каковы ужасные итоги вынужденного штурма школы? 9. Какой была участь террористов? 10. Почему адвокаты отказывались защищать выжившего боевика; правильно ли это? 11. Как через захват заложников террористы пытаются решить свои политические задачи? 12. В чем сходство между действиями фашистов по захвату заложников в годы Великой Отечественной войны и такими же действиями международных террористов в Чечне? 13. Какова главная обязанность государства в сфере борьбы с террористической деятельностью? 14. Почему захват заложников является проявлением дикости?

ЗАДАНИЯ: 1. На одном из заседаний Государственной Думы РФ прозвучало необычное предложение. В случае совершения террористами захвата заложников, предлагалось немедленно осуществлять «контрзахваты» родственников террористов. Предполагалось, что в случае, если заложники пострадают, можно будет принимать «соответствующие меры» в отношении родственников. Аргументы в защиту этого предложения звучали так: «нельзя говорить о какой- либо дипломатии», когда террористы захватывают людей; нужно действовать по принципу: «кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

Постарайтесь всесторонне рассмотреть это предложение в классе, взвесить все «за» и «против» него.

  1. Среди уничтоженных в Беслане террористов больше половины оказались выходцами из арабских стран. Один из них, по свидетельству очевидцев, во время штурма даже успел позвонить родственникам в Саудовскую Аравию и что-то им сказать.

О чем говорят эти факты?

  1. В разделе «Прочитайте и подумайте» познакомьтесь с частями 1 и 2 статьи 206 УК РФ. В этой статье есть еще одна часть — третья. В ней описаны деяния, за которые предусмотрено лишение свободы на срок до двадцати лет. Как вы думаете, за что уголовный закон определяет такое наказание?

  2. В разделе «Прочитайте и подумайте» познакомьтесь с отрывком «Систематические захваты заложников в Ираке». Определите, чем отличается ситуации в Ираке от ситуации в России.

Как, на Ваш взгляд, следовало поступить российскому правительству в условиях теракта в Беслане, когда террористы потребовали вывода войск из Чечни?

ПРОЧИТАЙТЕ И ПОДУМАЙТЕ

ФРАНЦУЗСКИЙ ПИСАТЕЛЬ О ТЕРРОРИЗМЕ В РОССИИ

.„И вот в России произошло худшее из возможного — страшные теракты. Все это — дело рук одних и тех же фанатиков. В анналах ужасов кровавая бойня в школе Беслана, этот кавказский Орадур, останется одной из самых жестоких и самых позорных для человечества страниц. Почему мировое сообщество не выступило против кровавого безумца, взявшего на себя ответственность за эти преступления (Ш.Басаева — прим. ред.),. утверждавшего, что действует именем Аллаха, которого он позорит?

И что же? Здесь можно ограничиться передачей заявлений этого чудовища Шамиля Басаева, зато обрушиться на Путина, предложившего, чтобы впредь главы регионов назначались властями, а это, видите ли, серьезное ущемление демократии. Полноте! А в нашей милой Франции префекты регионов разве избираются всеобщим голосованием? Или все же назначаются главой государства?

.Проблема Чечни появилась не вчера, и создал ее не Путин. Этой проблеме 220 лет — с тех пор, как Россия решила защитить свои южные границы. Она периодически возвращалась. Огонь разгорался с еще большей силой, соединив самые современные технологии уничтожения с самым отсталым исламским фанатизмом. Пламя этого пожара уже лижет соседние территории. Думаем ли мы, что произойдет, какой степени хаоса мы подвергнемся, если оно распространится на все мусульманские республики Азии?

Морис Дрюон

СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАХВАТЫ ЗАЛОЖНИКОВ В ИРАКЕ

Террористы в Ираке неоднократно захватывали в заложники граждан различных государств. В основном, это были журналисты, а также работники различных фирм, помогающих восстановлению экономики Ирака. Террористические организации сразу брали на себя ответственность за захват людей. Они снимали видеофильм, который свидетельствовал о том, что заложники действительно находятся у них и пока живы. В этих фильмах содержатся обращения захваченных людей к правительствам своих стран с мольбами о спасении.

Требованиями террористов являются, например, вывод из Ирака войск той или иной страны в обмен на жизни ее граждан. А войска выводить нельзя, например, потому, что эти страны заключили договор о союзничестве. К тому же правительства этих стран убеждены, что они действуют в Ираке в интересах иракского народа.

Некоторые заложники были освобождены без вывода войск их страны. Например, несколько японских граждан обрели свободу, несмотря на то, что Япония категорически отказалась выводить войска. Причины освобождения никому не известны. Но люди догадываются, что правительства нашли возможности договориться с террористами. А другие страны уступили шантажу: например, Филиппины, Италия, Испания и другие страны согласились вывести войска. Но многие заложники были просто казнены за отказ их стран выполнить требования террористов.

(Из газет)

Из Уголовного кодекса Российской Федерации

Из статьи 206. Захват заложника

  1. Захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условиях освобождения заложника, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

  1. Те же действия, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору...;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья.

з) из корыстных побуждений или по найму, -

наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет.

  1. ...

ПОЗНАЙ ЛЮДЕЙ И САМОГО СЕБЯ

ЕСЛИ БЫ В ЖИЗНИ ВСЕ БЫЛО КАК В КИНО...

Как правило, в западных кинобоевиках присутствует такой эпизод. Отрицательный герой, которого долго и упорно преследует герой положительный, оказывается загнанным в угол. Он хватает появившегося человека и прикрывается его телом. При этом он приставляет пистолет к голове заложника или нож — к горлу. Добро всегда побеждает: меткий выстрел положительного героя решает все проблемы. Но часто положительный герой отбрасывает оружие и вступает в схватку с негодяем.

Как Вы думаете:

а) почему, как правило, отрицательные персонажи фильмов используют прием, связанный с захватом человека в качестве живого щита?

б) что общего между такими действиями отрицательных героев и вымогательством?

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ КАЖДОГО

(человека украли, взяли в заложники)

Не конфликтуй с похитителями и террористами. Разговаривай и отвечай на вопросы только спокойным голосом.

Постарайся установить с ними нормальные отношения.

Не делай резких движений. На всякое действие спрашивай разрешение.

В присутствии террористов не выражай неудовольствие, воздержись от криков и стонов.

По возможности расположись подальше от окон, дверей и самих террористов. Это необходимо для твоей безопасности в случае штурма помещения или здания, стрельбы снайперов по преступникам.

При ранении меньше двигайся — это уменьшит кровопотерю.

Используй любую возможность для спасения.

Если произошел взрыв, прими меры к недопущению пожара и паники, окажи первую медицинскую помощь пострадавшим.

Запомни приметы террористов (лица, одежду, оружие — все, что может помочь спецслужбам).

При штурме здания или открытии стрельбы ложись на пол лицом вниз, сложив руки на затылке, по возможности выбрав место за укрытием. Выполняй требования сотрудников спецслужб.

ЗАПОМНИ! Оказавшись заложником, соблюдай спокойствие, что бы ни происходило. Старайся не показывать своего страха.

Н.Б.Абросимов, И.С.Андреев, С.Ю.Купцова

ПОПЫТАЙТЕСЬ ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ

Властители, рабы, народы, племена, —

Все дышат лишь враждой, и все стоят на страже...

Куда ни посмотри, везде одна и та же

Упорная, безумная война!

А.Апухтин

Всякая защита приемлема. Если я буду защищать случайно уклонившегося от прямого пути труженика или человека, который всю жизнь, как шахматный конь, ходит кривыми путями, — защита моя в принципе явится делом благородным и высоким. Но способы и приемы защиты могут быть предосудительными и недопустимыми. И если, защищая шахматного коня, я буду доказывать, что конь ходит прямо, а доска кривая, и что конь не черен, а бел, и чтобы создать иллюзию белизны, стану усердно чернить все окружающее, то такая защита моя, как построенная на началах фальши и обмана, будет достойна только осуждения; она мало послужит на пользу обвиняемого, а для моей доброй славы послужит и еще менее.

М.Г.Казаринов

Грехи людей пересчитать ты так усердно рвешься?

С своих начни, и до чужих едва ли доберешься.

Ф. Рюккерт

К ВАШЕМУ СВЕДЕНИЮ

АПУХТИН АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1841-1893) — русский поэт. Основные мотивы лирики — грусть, разочарование, недовольство жизнью.

ДРЮОН МОРИС (род. 1918 г.) — известный французский писатель, лауреат Гонкуровской премии. Автор трилогии «Сильные мира сего», а также цикла остросюжетных исторических романов «Проклятые короли». Отец писателя — уроженец Оренбурга.

РЮККЕРТ ФРИДРИХ (1788-1866) — немецкий поэт и ученый, переводчик восточной поэзии.

ОРАДУР — поселок во Франции, уничтоженный вместе с жителями немецко-фашистскими оккупантами. Сохранены его руины как свидетельство фашистского варварства.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ (ФСБ России)

  • исполнительный орган власти в Российской Федерации, на который возложено обеспечение государственной безопасности. Деятельность ФСБ России регламентируется Федеральным законом от 3 апреля 1995 года №40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности».


Дата изменения: 17.02.2014 11:26:28
Количество показов: 635

Возврат к списку